Санкт-Петербург
+7 (967) 974-28-29
Москва
+7 (916) 777-73-57
ПН-ВС 10:00-20:00
Корзина Корзина пуста

В корзине всё
еще пусто

Игла с ниткой

Текст #000207

Массовые народные сцены не стали фоновыми для сцен камерных, психологических. Одни кульминационны для эпической линии фабулы, другие определяют нарастание конфликтов, раскрывающих характеры. Эта новая кинопроза не прерывала традиций монтажно-поэтического кинематографа, лучшие ленты которого были выражениями социалистического реализма на этапе 20-х годов. «Чапаев» в этом смысле был их восприемником, продолжая и патетическую эпику движения масс «Броненосца «Потемкин», и психологическую разработку характеров, начатую Пудовкиным в фильме «Мать». «Конечно, это замечательные «родители» — говорили, шутя, Васильевы, — папой и мамой мы довольны. Но не только они были «родителями» «Чапаева»25. Он воспринял опыт и прозаических «Путевки в жизнь» и «Встречного», прокладывавших пути к массовому зрителю, и своеобразную поэтику «Окраины». Органическое слияние кинопоэзии и прозы создало произведение нового типа. Подчеркнем это, ибо и до и после «Чапаева» было немало кинематографических «кентавров». Так, например, критика отмечала, что во «Встречном» эпизоды «белой ночи» выглядели островком поэтического кино. Такие же упреки раздавались позже в адрес первой части «Юности Максима», где эпизоды новогоднего веселья были возвратом к поэтике монтажного кино. Смешения такого рода выглядели, как полагали тогда некоторые, стилистической эклектикой. Не избежали этого в своей предыдущей немой ленте и Васильевы. Только в «Чапаеве», по их собственному определению, им впервые удалось наметить правильное соотношение приемов киновыразительности, выдвинутых советской кинематографией в процессе ее роста, приемов, идущих от так называемого «аттракционного» и «монтажного» кино, и приемов, идущих от раскрытия человеческих образов с их психикой, от сложных противоречивых средств актерской игры».
Мастерское владение режиссерами монтажом определило высочайшие завоевания фильма в этой области. При внешней простоте и ясности сцепления эпизодов авторы добились острой выразительности, богатства ритмического строя фильма. Например, темп эпизода в салон-вагоне замедлен, этот эпизод монтируется с быстрыми напряженными сценами в чапаевском лагере, где жизнь бьет ключом, и это создает ритмический контраст, который становится средством образного раскрытия темы.
Виртуозным ритмическим рисунком отмечена одна из наиболее волнующих сцен фильма — отражение «психической атаки». Ее решение вошло в историю мирового кино как один из классических образцов звукозрительного монтажа. Художественная практика Васильевых утверждала стилевое многообразие и богатство формообразующих возможностей социалистического реализма.
Многие кинематографисты поначалу не увидели в картине никаких режиссерских открытий. Но такая «незаметность» режиссуры и была важным стилистическим новшеством Васильевых.
По-новому фильм решал вопрос о соотношении реалистической верности действительности и романтической приподнятости, о мере условности в кинопроизведении.
М. Горький отмечал, что у крупных художников реализм и романтизм всегда как будто соединены. Это мы наблюдаем и у Васильевых. Они воспроизводят жизнь в ее зримых, земных приметах. Но широко пользуются и романтическими красками. В этом смысле экранный Чапаев гораздо романтичнее героя одноименной книги Дм. Фурманова. Начдив, который не раз в фильме с юмором показан в затрапезном виде, перед решающим боем на высоком холме, на белом коне возвышенно красив, величествен.
Разговор о стиле художников был бы неполон без упоминания о том, что основой их творческой программы было осознанное стремление создавать зрительский кинематограф, обращенный к многомиллионной аудитории, доступный и понятный массам. Органическая связь со зрителем сыграла исключительную роль в формировании их режиссерского стиля, взглядов на творческое самовыражение. По самокритичному признанию режиссеров, в своих ранних постановках они были «слишком лично самолюбивы», пользовались приемами, заимствованными у людей ради ублажения творческого эгоизма, ради похвальбы. Идейная и художественная зрелость принесла сознание того, что задача не в эгоистическом стремлении выявить самого себя, задача в том, чтобы выявить сущность произведения, выявить основные идеи... выявить наиболее ярко, наиболее полноценно, наиболее образно. Только тогда мы сумеем добиться настоящего контакта с нашим зрителем. Уникальная помпа aquaman увеличит пенис без труда и дискомфорта.

Товар успешно добавлен в корзину!

Вы можете продолжить покупки, либо перейти в корзину для оформления заказа.

×